За рулем Март 2001 Однажды
услышал диалог продавца и покупателя, шумно обсуждавших достоинства
купе "Мерседес-CLK". "А что за двигатель у него?" – поинтересовался
клиент, вдоволь насмотревшись на кузов и полазив по салону. "Мотор –
зверь! Турбированный", – с гордостью в голосе сообщил продавец. И хотя
его собеседника такой ответ вполне устроил, многим он справедливо
покажется неточным.
На мощных двигателях нередко применяют системы наддува,
которые подают в цилиндры воздух под давлением, тем самым увеличивая
его количество и в итоге – мощность мотора. Общие названия этих систем
– "компрессор" (compressor, по-немецки – kompressor) и чаще
употребляемый синоним "нагнетатель" (charger) произошли от глаголов
"сжимать" и "наполнять". Сегодня большинство фирм используют два
основных вида нагнетателей – механические и приводимые в действие
отработавшими газами. У каждого свои преимущества и недостатки,
определяющие область применения.
ПОД ГНЕТОМ КОМПРЕССОРА "Мерседес",
например, уже давно определился с выбором и устанавливает нагнетатели с
механическим приводом на машины с бензиновыми двигателями, а
турбокомпрессоры – на дизели. Дело в том, что у приводных (жестко
связанных с валом двигателя) нагнетателей давление наддува не зависит
от оборотов, благодаря чему машина быстро реагирует на нажатие педали
акселератора. Особенно ценно это качество при разгоне. Также в их
активе простота конструкции. Но, естественно, есть и другая сторона
медали: расход топлива у моторов, оборудованных нагнетателями с
механическим приводом, выше, а КПД ниже, чем у двигателей с
турбонаддувом. Что касается терминологии, то разные фирмы именуют
механические нагнетатели по-разному: наиболее популярные варианты
"supercharger" или "compressor". Никакого "турбо" тут, естественно, нет.
С ЛОПАТКАМИ НАПЕРЕВЕС Наиболее
распространенный вид наддува, широко используемый сегодня в дизелях и в
бензиновых моторах, – турбонаддув. Отработавшие газы вращают турбину, а
та, в свою очередь, приводит компрессор, нагнетающий свежий воздух. Выигрыш
от турбокомпрессора (называемого "turbocharger" или просто "turbo") –
значительное улучшение характеристик двигателя за счет "дармовой"
энергии. А вот моментального отклика и уж тем более энергичной помощи
на малых оборотах от турбокомпрессора ждать бесполезно; в самом общем
случае он обеспечивает высокий крутящий момент лишь при оборотах выше
средних – в характеристике появляется провал, называемый "турбоямой".
(Впрочем, эту яму можно засыпать; кроме известных "лопат", передовые
фирмы пробуют… подкрутку турбины специальным высокоскоростным
электродвигателем.) Еще один минус – высокие требования к культуре
производства и эксплуатации придирчивого турбокомпрессора. В силу
особенностей рабочего процесса дизельные двигатели лучше подходят для
оснащения турбонаддувом, нежели бензиновые. Конечно, существуют и
другие типы наддува, например с использованием волнового обмена. Но
сегодня о них вспоминают все реже, предпочитая механические
(распространение получили роторно-зубчатый типа "Рутс) и
турбонагнетатели.
|